Урок внеклассного чтения «Всю душу выплесну в слова»
Аннотация к материалу
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Редькинская средняя общеобразовательная школа»
249840 Калужская область Дзержинский район деревня Редькино дом 19
т.8(48434)7-91-17
Учитель русского языка и литературы Печурина Любовь Александровна, 8-960-523-02-70
Урок внеклассного чтения
Всю душу выплесну в слова
План урока
Цели:
познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С. Ю. Куняева;
показать, как в лирике поэта раскрываются размышления о Родине, природе, предназначении человека;
анализируя стихотворения, понять художественный мир поэта;
совершенствовать навыки комплексного анализа лирического произведения, выразительного чтения поэтического текста;
развивать коммуникативные, исследовательские способности;
содействовать воспитанию эстетического вкуса, неравнодушного отношения к поэтическому слову, любви к Родине, формированию активной жизненной позиции.
Оборудование:
портрет С.Ю. Куняева, сборники стихотворений С.Ю. Куняева: «Землепроходцы», «Липы Загородного Сада», «Мать сыра земля», «Голубой день», «Отблеск».
Тип урока:
Урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Ход урока
I.Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Заслушать творческие работы обучающихся (Д/З предыдущего урока: Письменно ответить на вопрос : «Каковы ваши впечатления от первой встречи с поэтом С.Куняевым?». Опережающее задание: прочитать 2 -3 стихотворения С. Куняева).
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
Станислав Юрьевич Куняев – один из видных представителей русской поэзии.
Лирику С. Куняева нельзя не любить. Во всём, о чём бы ни писал поэт: о Родине, о природе, о переломных моментах истории, - во всём слышатся искренность и теплота. Таков и сам поэт. Он никогда не скрывал своих мыслей, чувств и тревог . Верный и любящий сын многомиллионной России, поэт живёт её верой, чувствами и надеждами. К вершинам поэзии Куняев поднялся из глубины народной жизни. Калужская земля стала колыбелью его поэзии. Негромкость звучания, раздумчивость интонаций, доверительность поэтического голоса – основные черты поэзии Куняева.
Чтобы ощутить своеобразие поэтического видения поэта, понять его философскую позицию, необходимо знакомство не с отдельными стихотворениями, а с циклом стихов, связанных единой темой, проблемой. Сегодня на уроке мы рассматриваем стихотворения Станислава Куняева по проблеме «человек – природа – Родина».
IV. Работа над темой урока
1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве С.Ю. Куняева (Индивидуальное домашнее задание , 1-2 ученика)
2. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Как в далёкие годы опять»
а). Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником
б). Аналитическая беседа
- Определите тему стихотворения.
- Какой мир природы рисует поэт?
- Каково настроение лирического героя, навеянное природой?
- В чём видит предназначение человека лирический герой С. Куняева и как это соотносится с идеей стихотворения?
3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Опять высокая вода»
а). Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником
б). Аналитическая беседа
- Назовите тему стихотворения.
- Какие конкретные картины видит поэт?
- Найдите строки, которые говорят о состоянии души лирического героя. Как это связано с временем года?
- В этом стихотворении С. Куняев предстаёт как поэт – философ. О какой проблеме он размышляет?
4. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Непонятно, как можно покинуть…»
а). Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником
б). «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)
Гражданственность в стихотворениях Куняева не декларируется, а как бы растворяется в поэтическом тексте, становится определяющим настроением в произведении. Согласны ли вы с этим мнением?
в). Проверка результатов работы в парах
5. Аналитическая работа с текстами стихотворений экологического цикла: «Берёзы нет. Есть только пень»; «Видишь, синие тени легли…»; «С каждым годом беднее земля»
а). Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в группах)
Группа анализирует стихотворение по следующим направлениям:
- выделяет экологические проблемы, которые волнуют автора
- определяет авторскую позицию
- заполняет таблицу примерами тропов из стихотворения
б). Презентация результатов работы в группах
6. «Практикум начинающего литературоведа»: сопоставительная работа (работа в парах)
а). Сопоставьте два стихотворения С. Куняева: «В.Распутину» и «В.Волкову». Почему они различны по тональности?
б). Проверка результатов работы в парах
7. «Учимся грамотно дискутировать»
Мини – дискуссия: « Является ли творчество С. Ю. Куняева актуальным и притягательным сегодня?»
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1.Обобщающая беседа
- Какие мысли и чувства лирического героя , Куняева созвучны вам?
- О чём бы вам хотелось поговорить с поэтом? Какие вопросы вы бы хотели ему задать?
2. Заключительное слово учителя.
Стихотворения С.Куняева никого не могут оставить равнодушными: боль поэта, его тревога за судьбу нашей Родины, природы и самого человека отзываются тревогой и болью в душах читателя, заставляют вместе с поэтом искать ответы на сложнейшие вопросы нашего времени. Аккордом в его творчестве звучит стихотворение «Никак не можем распахать всю твердь».
Никак не можем распахать всю твердь,
Никак не можем покорить все воды,
Одной рукой беспечно сеем смерть,
Другой уничтожаем всходы.
Земля щедра. Ещё щедрее дух.
Уж сколько лет на пушкинские средства
Живём, а всё треножник не потух –
Никак не в силах промотать наследство.
Это небольшое стихотворение – итог глубоких раздумий поэта над проблемой человек – природа – Родина с позиций высокой гражданственности и нравственности. Человечество в его мнимом царствовании над природой уничтожает землю, «сеет смерть», обрекая себя на гибель. «Земля щедра. Ещё щедрее дух» - поэтому к духовному разуму человека обращена поэтическая мысль Куняева. Только активная нравственная позиция всего человечества и каждого может победить в схватке добра и зла. Во имя возрождения духовного сознания человека на «свой треножник» кладёт поэт и душу, и сердце, и талант.
Скачать